Мысль историка и реальный ход истории

Мысль историка и реальный ход истории

Для того чтобы теория и метод, исходные принципы, которыми руководствуется исследователь общественной мысли, не искажали действительной ее истории, они должны соответствовать самому ходу этой истории; мысль историка и реальный ход истории должны совпадать. В этом суть вопроса История общественной мысли лишь тогда стала подлинной наукой, когда диалектико-материалистический подход позволил четко разграничить две стороны: объективное и субъективное — историю общественной мысли как реальный процесс и как науку. Первая сторона — объективное развитие идей и теорий, компонентов общественной мысли. Само это развитие, в свою очередь, есть отражение общественного бытия, оно вторично по отношению к нему. Но по отношению к своему научному, логическому обобщению — оно первично и составляет реальное основание для науки истории общественной мысли.

Но по отношению к своему научному, логическому обобщению — оно первично и составляет реальное основание для науки истории общественной мысли. В конспекте гегелевских лекций по истории философии Ленин писал: «действительная история есть база, основа, бытие, за коим идет сознание». Это положение полностью применимо и к пониманию историко-философского процесса.

Его реальный ход — изменение соотношения и объективная смена идей, составляющих общественную мысль, — и является «действительной историей», «базой, основой, бытием», которая отражается сознанием, в данном случае наукой — историей общественной мысли, историей философии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: